Растет Мировое Древо либо в раю, либо на священной горе (у каждого народа она своя, также как и представле¬ния о породе дерева)

Растет Мировое Древо либо в раю, либо на священной горе (у каждого народа она своя, также как и представле¬ния о породе дерева). В Коране — это Сидрат аль-мунтаха.


В. Н. Топоров и его последователи трактуют Мировое древо расширительно, отождествляя его с Мировой осью во всех её вариантах. Образ мирового дерева характерен для славянских колядок, русских загадок и заговоров. Мотив медового (молочного и т. п.) источника у мирового дерева сопоставим с мотивом райского дерева, плывущего по реке (ср. Дунай). Ср. русскую загадку: «Стоит древо, имеет на себе цветы красные, а на древе сидит птица и щиплет со древа цветы красные и мечит в корыто.

В древнем Иране верили, что священное древо растёт возле источников Ардвисури. Слово «Иггдрасиль» буквально значит «конь Игга», то есть конь Одина. Это название подчёркивает роль дерева ещё и как путь, которым божественный шаман (Один) странствует из одного мира в другой.

Мировое дерево — непременный атрибут шаманской картины мира и шаманского культа

Оно называется „бессмертное“, в нём покоятся все миры, и никто не может его превозмочь» (Индийские Веды, Бхагават-Гита). В тюркской мифологии и впоследствии — в казахских сказках фигурировал образ Байтерека. Алатырь-камень расположен в центре мира, посреди моря-океана, на острове Буяне. На нём стоит мировое дерево или трон мирового царствования.

Таким образом, Древо Мира было основополагающим в миропонимании славян, его основной составной частью. В то же время это ещё и лестница, дорога, по которой можно попасть в любой из миров. В славянском фольклоре Древо Мира называют по-разному. В представлениях древних славян, Мировое Древо находится на острове Буяне на Алатырь-камне, который также является центром мироздания (центром Земли).

В существовании космического дерева были уверены и древние китайцы

В далёкой древности людей хоронили в ветвях деревьев. Мировое Древо было настолько почитаемо у славян, что оно участвовало во многих празднованиях. Символ Мирового Древа изображается по-разному. Образ Мирового древа играл особую организующую роль по отношению к конкретным мифологическим системам, определяя их внутреннюю структуру и все их основные параметры.

Такие перевёрнутые деревья изображаются в соответствующих традициях на ритуальных предметах. Образ «перевёрнутого» дерева нередко возникает и в более поздние эпохи в индивидуальном мистическом сознании, в живописи и поэзии. Если вертикальная структура Мирового древа связана со сферой мифологического, прежде всего космологического, то горизонтальная структура соотнесена с ритуалом и его участниками.

В архаичных традициях существуют многообразные тексты, прямо или косвенно связанные с Мировым древом и позволяющие уточнить его ритуальное и мифологическое значения. Образ Мирового древа гарантировал целостный взгляд на мир, определение человеком своего места во вселенной. Корни Мирового Древа омывают воды загробного мира, его ствол, взметнувшийся в небо, обвивает Змея — сим¬вол движущейся по спирали энергии зем¬ли, а крона пронзает космическое про¬странство.

В тибетской традиции предпочтение отдается иве, в исламской — оливе и т.д. В большинстве случаев Древо Жизни плодоносит, и его плоды даруют бессмертие. Под корнями чудесного ясеня находятся три источника: Урд («Судьба»), Хвергельмир («Кипящий Котел») и медовый источник мудрости Мимира.

Однако есть тексты и иного рода: в них Мировое древо описывается в его функциональном аспекте. Древо познания, фигурирующее в книге Бытия, по всей видимости, есть уже знакомое нам по мифам многих народов мировое дерево. И здесь на первый план выступало мировое дерево, ибо именно по нему лежал путь на небо или в преисподнюю. Три корня Иггдрасиля простираются к миру людей, великанов и в Царство Мертвых. Мирового древа помещается в сакральном центре мира (центр может дифференцироваться — два мировых дерева, три мировые горы и т. п.) и занимает вертикальное положение.

Что еще написала Аманта: